Автоматические краскораспылители
При автоматической окраске используются электростатические и автоматические краскораспылители безвоздушного, пневматического, а также комбинированного распыления. Наиболее распространёнными являются пневматические. Состоит распылитель из корпуса, с помещённым в него механизмом дистанционного управления, совместно с распылительной головкой, в свою очередь состоящей из воздушной головки и сопла, закрываемого запорной иглой. Корпус автоматического распылителя вместо рукоятки оснащён посадочным местом для закрепления механизма перемещения на кронштейне. Подробнее мы будем рассматривать автоматический краскораспылитель оснащённый устройством дистанционного управления с пневмоприводом.
Преимущества пневматической системы – это простота конструкции, пожаро- и взрывобезопасность. Механизм, отвечающий за дистанционное управление, представлен подпружинным манжетным поршнем, смонтированным на поршневом корпусе, одновременно выполняющим функцию воздушного клапана, запорной иглой, которая подвижно связана регулировочными гайками и пружиной с корпусом поршня и подвижным хвостовым упором. Этот упор сконструирован для того, чтобы ограничивать перемещение иглы и корпуса поршня в диапазоне от нуля до пяти миллиметров. Запорной иглой с корпусом поршня пересекаются обе полости, принадлежащие корпусу распылителя, камера поршня и камера воздушного клапана, разделённые манжетными уплотнениями. Гнездо воздушного клапана, которое уплотнено манжетной прокладкой, служит упором переднему концу поршня. Камеру воздушного клапана и камеру поршня со штуцерами, подающими сжатый воздух на распыление и управление, соединяют каналы. Двумя отдельными каналами происходит соединение полости воздушного клапана и полости центрального отверстия, находящегося на воздушной головке, образующей круглый факел и полости воздушных отверстий, находящихся по бокам, которые формируют плоский факел.
Канал, который отвечает за подачу воздуха в боковые отверстия, перекрывается при помощи дроссельного винта. Через штуцер в распылитель подаётся лакокрасочный материал. При подаче сжатого воздуха и ЛКМ на распыление работа краскораспылителя начинается только после поступления сжатого воздуха в поршневую камеру.
После его подачи корпус поршня производит движение назад, освобождает седло воздушного клапана и открывает проход в распределительную головку для воздуха. В ходе дальнейшего движения происходит воздействие корпуса через регулирующие гайки на запорную иглу и освобождение отверстия сопла для выполнения распыления лака или краски. Кронштейн, в котором находится отверстие для стойки, используется для закрепления краскораспылителя. Автоматические краскораспылители поставляются как в экономичном, использующемся при HVLP-распылении, так и в традиционном исполнении. В любом случае распылитель снабжается либо пневматическим, либо пружинным возвратом запорной иглы.
Сейчас производятся модели распылителей, конструкционной особенностью которых является наличие двух блоков: платформы-коллектора, герметично стыкующейся с корпусом распылителя при помощи винтов, имеющей отверстия для крепления на кронштейне стойки и корпуса краскораспылителя, вместе с распылительной головкой. ЛКМ и сжатый воздух подводятся к штуцерам данной платформы на распыление и управление. С её штуцерами через каналы платформы связаны воздушный и материальный каналы корпуса распылителя. На распылителе подобной модели может быть установлена и HVLP головка и обычная.
Краскораспылителем этого типа можно эффективно окрашивать сложные изделия при помощи роботов, так как форму факела можно изменять автоматически или дистанционно пультом управления.
Блочную конструкцию краскораспылителя считают удобной, потому что она предоставляет возможность, при использовании единых корпуса распределителя и платформы и замене только корпуса распределительной головки вместе с клапанным механизмом, осуществлять поставку моделей, как для комбинированного, так и для воздушного распыления.
Материалом для изготовления деталей краскораспылителя является нержавеющая сталь. Простота эксплуатации современных краскораспылителей основана на скорости замены запасных частей и пистолета без обязательного отсоединения шлангов, что позволяет сократить время холостого простоя линии.
В некоторых моделях позволяется быстро заменять цвет, не промывая пистолет и использовать лакокрасочные материалы с небольшим сроком жизни. Отдельные пистолеты предусматривают возможность подсоединения к системе циркуляции.
Широко распространены распылители, которые управляются пневматической системой. Особенно следует обратить внимание на то, что также могут работать распылители, как электростатического, комбинированного, так и безвоздушного распыления.
Опишем составные части автоматических электростатических распределителей – это корпус, распылительная головка и пластиковый кожух, служащий для защиты корпуса распределителя. Можно представить следующее деление распылителей по способу первоначального распыления ЛКМ: гидро-, пневмо-, гидропневмоэлектростатические, а также электромеханические, которые производят распыление с помощью центробежных сил.
Блочная конструкция может использоваться в электростатических распылителях комбинированного, безвоздушного и электростатического распыления. ЛКМ, сжатый воздух на распыление, на работу и управление патронным источником высокого напряжения, если используется подача напряжения ИВН, преобразующий в электрическую, энергию сжатого воздуха подводится к штуцерам коллектора. Эти распылители либо используются самостоятельно, либо совместно с роботом или манипулятором.
Другое название автоматического электромеханического краскораспылителя - это высокооборотный дисковый распылитель. При помощи такого устройства начальное распыление ЛКМ производится за счёт вращения насадки, которая имеет форму плоского диска, с высокой скоростью вращения, приводящегося в движение с помощью сжатого воздуха. Особенность этих распылителей в использовании поддува сжатого воздуха на периферии факела для уменьшения факела ЛКМ, созданного диском. Дисковые высокооборотные краскораспылители, благодаря высокой производительности, широко используются при конвейерной покраске кузовов автомобилей и автомобильных комплектующих, металлической мебели и бытовой техники.